Некоторые дети начинают разговаривать уже в год. А кто-то и в два дальше
«мама-папа-баба» не сильно продвинулся. Умение разговаривать не
появится из ниоткуда. Ребенок он такой же человек, хоть и маленький,
социальное существо. Поэтому в становлении разговорной речи мама и папа
должны принимать живейшее участие.
Теоретически развитие и становление малыша можно разделить на несколько периодов:
1. с 0 и до полгода
2. от полугода до года
3. от года до полутора
4. от полутора до трёх.
В первый период ребенок интенсивно растёт. Мозг развивается очень быстро. Большое значение в освоении речи играет слух. Малыш прислушивается к звукам, которые его окружают. Даже его первые улыбки зачастую есть ни что иное, как реакция на звук человеческого голоса. К концу данного периода ребенок начинает в меру своих возможностей отзываться на голос – радостно гулить.
Во второй период ребенок начинает издавать более осмысленные звуки. Глядя на мамины губы, пытается подражать. Однако в это время малыш не всегда способен концентрироваться на звуках. Например, если он увлечен какой-то игрушкой. Это абсолютно нормально. Для развития речи не последнюю роль играет умение слушать. Необходимо развивать это в своём чаде.
Нужно выбрать какой-нибудь небольшой 5-10 мин фрагмент музыкальной сказки, содержащий песенку и просто речь. Повторяйте прослушивание каждый день в одно и тоже время. Слушайте её вместе с ребенком. Важно каждый раз слушать одинаковый фрагмент. Малышу это точно не надоест. Со временем он станет узнавать и радостно повторять знакомые звуки. Не стесняйтесь повторять вместе с ним всяческие «га-га-га», «му-му». Будьте проводником вашему ребенку в волшебный мир звуков.
К моменту, когда ребенку исполнится год, у него уже появится небольшой активный словарный запас, состоящий из простых слов «мама», «папа», «бух». Есть ещё пассивный словарный запас, это те слова, которые ребенок понимает, но не произносит: «пойдём кушать», «садись на горшок». Если хотите видеть прогресс, можно вести дневник и записывать туда всё новые и новые слова.
Третий период – от года до полутора. Ребенок развивается, набирает обороты, речь становится всё интересней. Сначала ребенок пытается подражать, и говорит неправильную форму слова, позже усваивает правильное произношение. Сначала «фе-фе», потом «касем» и затем окончательный и правильный вариант – «конфет»(пример из жизни).
Не стоит идти у ребенка на поводу. Говорите с ним нормально, а не на его детском языке. Не «ам-ам», а «кушать», не «бррр» , а машина. Постоянно говорите с ним несложными фразами: существительное + прилагательное ( снег белый), существительное + глагол ( киса мяукает). Повторяйте чаще эти несложные фразы, ребенку будет легче запомнить.
Следующий период – от 1.5 до 3 лет. Продолжаем активно развиваться. Обычно к полутора годам у детей словарный запас варьируется от 20 до 100 слов.
Обращаем внимание на рост словарного запаса и правильность произношения слов. У некоторых слов дети сначала усваивают контурную форму («а-а-ка» вместо «собака»), потом переходят к нормальному звучанию. Если же ребенок длительное время не переходит на правильное произношение, это повод обратиться к логопеду. У детей возможны трудности с воспроизведением отдельных звуков, как правило это шипящие, «р» и «л», «с» и «з», а также некоторые сочетания согласных.
Известный факт, что на развитие речи влияет мелкая моторика. То, что малыш делает пальчиками. Кто-то покупает для этого различные новомодные игрушки, всякие мозаики и другие, не всегда дешёвые. Нет денег на игрушки - не беда. Просто дайте малышу, конечно под вашим присмотром, похозяйничать на кухне. В этом возрасте они очень это любят. Пусть перекладывает рис, муку, макароны, закручивает-откручивает всякие крышечки. Наградой за это будет хорошее и своевременное развитие речи вашего ребенка.
Если к двум годам малыш не освоил сотни слов стоит задуматься, возможно, проконсультироваться у детского психолога. Ну а если в три года ребенок не обладает минимальным словарным запасом для построения простейших фраз «дай мячик», «пойдём играть», это уже тревожный звоночке и надо искать выход из этого положения.