Хорошо продуманные правила и обычаи позволяют родителям воспитывать детей более последовательно. Конкретные правила и обычаи организуют жизнь детей, что позволяет предотвратить нежелательное поведение. Если дети точно знают, чего от них ждут, то они, скорее всего, будут вести себя удовлетворительным для вас образом.
Возможно, вам потребуется время, чтобы придумать хорошие правила, однако они избавят вас от необходимости каждый день сталкиваться с одними и теми же ситуациями. Давайте подробно поговорим о том, как следует использовать правила.
Шаг 1. Составьте список, указав в нем, что вам не нравится в поведении ваших детей. Это будет легче сделать, если у вас будут под рукой разноцветные наклейки, чтобы записывать информацию о проступках детей, когда вы их замечаете, например:
• драки;
• нежелание выполнять какие - либо домашние обязанности;
• нытье, хныканье, дерзость.
Шаг 2. Придумайте правило, запрещающее четыре-шесть наиболее частых проступков. Советую вам начать именно с этого количества. Во-первых, это не так сложно. Если вы напишете правила, запрещающее все нежелательные поступки, у вас на руках окажется длиннющий свиток, и вы (а также ваши дети) просто сойдете с ума! Во-вторых, благодаря этому вы сосредоточитесь на главных проблемах.
Если вы не будете размениваться по мелочам, то увидите, что одно правило может помочь решить несколько проблем. Я составила для вас примерный список:
• нельзя обижать других;
• уроки должны быть сделаны до ужина;
• домашние обязанности нужно выполнить до отхода ко сну;
• нельзя огрызаться, ныть и ворчать.
Шаг 3. Определите, какое наказание ждет того, кто нарушил то или иное правило. Наказание должно быть каким-либо образом связано с проступком. Меня всегда поражало, как родители, которые видят что их чадо бьет брата или сестру, говорят: «Сегодня я запрещаю тебе смотреть телевизор» - это все равно как если бы полицейский остановил вас за превышение скорости и сказал: «Вы нарушили правило. Я запрещаю вам этой зимой кататься на лыжах». Если наказание связано с проступком, ребенок получит урок.
Например, если вы попросили ребенка забрать свой велосипед с улицы, а он вас не послушался, можно запретить ему кататься завтра. Если ребенок бьет брата или сестру, лучше отвести его в другую комнату, чтобы он успокоился, а не запретить ему смотреть телевизор. Если ребенок ломает игрушку брата или сестры, ему придется достать деньги из своей свиньи-копилки, чтобы купить (или поучаствовать в покупке) новую. Вот несколько идей, которые помогут вам решить, каковы должны быть последствия для каждого детского проступка:
• «Тайм-аут». Вы оставляете ребенка одного в определенном месте на некоторое время. Если ваш малыш еще не ходит в школу, ему будет достаточно посидеть две минуты на лестнице или на стуле. Дети постарше должны оставаться в своей комнате на более долгий срок. Главное достоинство этого метода состоит в том, что вы мешаете ребенку вести себя неподобающим образом. Кроме того, этот способ помогает охладить разыгравшиеся чувства (и ваши, и ребенка).
• Вы требуете, чтобы ребенок закончил какое-то дело, прежде чем вы разрешите ему заниматься тем, что ему нравится.
• Вы лишаете его удовольствий, по возможности связывая наказание с проступком.
• Вы запрещаете ребенку выходить из его комнаты или из дома.
• Вы учите ребенка тому, что он может искупить свою вину, сделав что-то «хорошее» (купить брату или сестре новую игрушку, убрать в комнате, написать записку с извинениями).