Что и как следует запрещать ребенку? Определенная часть запретов всегда связана с его безопасностью и безопасностью иных людей. Это «безусловные» запреты. Например, нельзя лезть в воду, в огонь, брать в рот несъедобные вещи, трогать опасные либо острые предметы, высовываться из окна и т.п. Но подобные «нельзя», к сожалению, иногда не срабатывают. Существуют также и условные запреты, которые в одной ситуации могут быть поистине строгими, а в другой – нет. К примеру, нельзя шуметь, прыгать дома, когда это может кому-то помешать, а еще ожжет что-нибудь разбиться. Но вместе с этим и прыгать и шуметь можно, находясь в спортивном зале или в лесу.
Каждый раз, когда Вы что-то ребенку запрещаете, обязательно объясните причину этого конкретного запрета и возможные последствия его непослушания. Это – самое первое правило любого запрещения.
Также очень важно ни в коем случае не запрещать категорически, иными словами требовать от ребенка немедленно отказаться от своего занятия. В такой ситуации следует просто предложить ему иное занятие, которое будет ему тоже довольно интересным. К тому же это стоит не только лишь предложить, но и начать вместе с ним выполнять этот иной «приемлемый» вариант.
Замена приемлемым действием нежелательного, обязательное избегание требования немедленного отказа от выполняемых действий – это второе не менее важное правило запрещения.
Третье правило звучит так: «Количество запретов должно быть разумно ограниченным. Ребенку необходимо предоставлять возможность активных действий, возможность познавать этот мир».
Когда ребенок под вашим чутким надзором «чуть не упал», «чуть не обжегся», «чуть не прищемил» или «чуть не поранился» (естественно, в пределах безопасности), то у него будет сформировано чувство осторожности и самосохранения. А это – намного более эффективно, нежели привычка рефлекторно останавливаться после крика: «Упадешь!»
Четвертое правило звучит так: «Любые запреты усваиваются детьми осознано и постепенно. По этой причине взрослым необходимо терпеливо объяснять и повторять малышу, что именно можно делать, а чего делать не стоит. Надо помнить, что требования родителей обязательно должны быть согласованными. В противной ситуации малыш просто запутается когда, где и что делать можно, а чего нельзя».
Не стоит также излагать непонятные для детей запреты, типа «Не делай никогда плохо, а то мне придется на тебя кричать («А как делать надо?»)» или «Не будь таким/такой плохим/плохой («А каким/какой надо быть?»)» и т.п.
Следует помнить, что очень часто ваши запреты являются для детей трудно выполнимыми. Родителям кажется вполне естественным заявление «Хватит играть, собирай все и отправляйся спать» или приказ «Прощайся с малышами идем кушать!». Мы никогда не осмелимся бесцеремонно разогнать взрослых людей, которые ведут беседу. В худшем случае мы уж точно перед ними извинимся. Но перед детьми мы, почему-то, никогда не извиняемся в аналогичных ситуациях.
Огромной части таких требований можно было бы легко избежать. Тогда бы и у малышей не возникало тяжелого, давящего чувства протеста против родительских очень часто не справедливых требований. А за компанию и против общечеловеческих, обязательных, справедливых.
Огромного числа трудностей можно было бы легко избежать, если пытаться не забывать, что в любом конфликте с детьми минимум двое участников. И трудно не только нам с ними, но также и им с нами. Они ведь слабее нас, неопытнее, меньше. Давайте будет стараться их понимать.