Психологи, занимающиеся изучением процесса принятия решений, утверждают, что люди с развитыми навыками принятия решений, должны пройти вот такие этапы:
1. Определить возможные варианты решения. Например, если дочь-подросток идет на вечеринку, она может столкнуться с выбором — пить на вечеринке или нет. Другая ситуация, связанная с тем, как ей вести себя с мальчиком, который ей нравится, может иметь гораздо больше вариантов выбора («Я могла бы позвонить ему, подойти к нему в школе, попросить подругу сказать ему, что он мне нравится» и т. д.).
Несмотря на то что у детей раннего подросткового возраста уже достаточно развиты мыслительные способности, многие из них испытывают трудности с определением возможных вариантов предстоящих им решений.
2. Установить вероятные последствия каждого решения. Если девочка - подросток решает, пить или не пить на вечеринке, она может подумать о следующих последствиях: во-первых, ее могут застать родители и наказать, во-вторых, ей может стать плохо и ее вырвет, в третьих, она может перебрать и натворить глупостей и т. д. Если ей удастся определить последствия отдаленного будущего — а у многих это пока не получается, — она также поймет, что, если она и дальше станет пить, то рискует столкнуться с проблемой алкоголизма.
3. Оценить последствия. Сюда входит определение того, насколько желательно или важно каждое из последствий. У подростков, вероятнее всего, такая оценка будет отличаться от аналогичной оценки взрослого человека. В случае с выпивкой на вечеринке подросток может предпочесть возможность поднять настроение и повеселиться угрозе быть пойманным родителями.
4. Определить, насколько высока вероятность каждого из последствий, которые по-разному воспринимаются подростком и взрослыми. Подростки склонны преуменьшать возможность быть пойманными родителями, считая, что они сумеют скрыть признаки употребления алкоголя.
5. Принять какое - то решение, выбрав лучший вариант.
Вполне очевидно, что это довольно взвешенный, логичный и хорошо продуманный способ принятия решений. Ну что, он напоминает поведение вашего ребенка или любого из знакомых вам 11 —14-летних подростков? Вероятно, нет. Хотя подростки и начинают более взвешенно подходить к принятию решений, чаще они действуют под влиянием момента и просто делают так или иначе. «Я не подумал», — говорят они позднее. Более вероятно, что так произойдет в стрессовой ситуации — если ребенок окажется один на один с группой сверстников, решивших проверить его на смелость.
Родители могут сделать многое из того, что представляется полезным или, по крайней мере, не повредит.
• Помогите подростку предвидеть ситуации, в которых он может оказаться, и продумать свое поведение заранее. Например, родители могут рассмотреть возможный сценарий — подобно выше описанном пить или не пить на вечеринке — и помочь подростку продумать каждый шаг принятия решения. Пусть он подумает о возможных альтернативах и вероятных последствиях каждой из них.
• Поскольку подростки способны более эффективно размышлять о собственном поведении, они обладают уже более развитой способностью учиться на собственных ошибках. Поэтому там, где нет серьезной угрозы необратимых последствий, позвольте подростку принимать решения самостоятельно и пepeживать их негативные последствия.
Ошибки предоставляют прекрасную возможность учиться, и это не конец света. Родители могут помочь ребенку пережить то, что он совершил, и подумать о том, что надо будет сделать в подобной ситуации в следующий раз.